Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Общение как понимание - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «взаимопонимание», «идентификация», «эмпатия», «стереотип», «социальная перцепция», «механизмы взаимовосприятия», «казуальная атрибуция»; объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения; описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
Ход урока
I. Организационный момент
- Послушайте старинную притчу.
Однажды восточный властелин увидел страшный сон, будто у него один за другим выпали все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя. Тот озабоченно выслушал и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Властелин сильно разгневался и велел бросить несчастного в тюрьму.
Позвали другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: «О, великий! Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за такое предсказание.
Придворные очень удивились. «Но ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник. Так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. Мудрец ответил: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но важно не только что сказать, но и как сказать».
- В чем вы видите смысл притчи?
- Как она соотносится с нашим уроком?
Действительно, одной из самых сложных проблем, которые существуют на земле, является проблема общения. Попытаемся понять ее суть.
Тема урока: «Общение как понимание». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Как происходит восприятие.
2. Стереотипы и «эффекты восприятия».
II. Новый материал
Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.
Термин «социальная перцепция» характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку и он сам всегда воспринимается другими людьми как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам C. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.
Таким образом, когда говорят о перцептивной стороне общения, то имеют в виду особенности восприятия не физических, а социальных объектов, к которым относятся формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д.
Особенности процесса восприятия:
• Объект не пассивен, по существу действуют два субъекта, и отношения носят субъектно-объектный характер. Каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление.
• Важную роль играет субъективная сторона, восприятия подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроения партнеров по общению. Нередко оценка сопровождается приписыванием партнеру тех свойств, которыми тот не обладает. Отсюда и ошибки в восприятии партнеров.
• Связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Люди преувеличивают достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится.
Наша задача - рассмотреть и проанализировать основные механизмы, лежащие в основе восприятия партнеров по общению.
1. Как происходит восприятие
Попробуем шаг за шагом проследить, как происходит процесс восприятия партнерами.
Посмотрите на схему. Ваша задача, разбившись на творческие групп, изучив рабочие материалы, охарактеризовать и проанализировать процесс восприятия.
При работе можно пользоваться следующим планом:
1. Охарактеризовать механизм социальной перцепции.
2. Проанализировать механизм социальной перцепции.
3. Описать его в соответствии со схемой.
Материал для группы 1
Встречают по одежке...
Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Недаром в известной русской пословице говорится, что человека встречают по одежке... Психологи провели интересный эксперимент. Одного и того же человека, одетого по-разному, показали в группах испытуемых и попросили написать его характеристику. Оказалось, что, помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, были также названы черты характера, на которые явно указывала его одежда. Например, когда человек был в тренировочном костюме, ему приписывались такие качества, как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военной форме - дисциплинированность, аккуратность; женщины в деловом костюме оценивались обладающими такими качествами, как упорство, деловитость, строгость, трудолюбие, и, наоборот, если та же женщина была одета в короткое платье яркой расцветки, то говорили о том, что ей присуща веселость, открытость по отношению к другим людям, беззаботность и свобода в проявлении чувств. Поэтому, зная «секреты» одежды, мы можем создать определенный образ у нашего партнера по общению, повысить свой престиж, доказать свою значимость. В принципе это явление ничем не отличается от желания папуасов иметь как можно более яркие и длинные перья, обладатель которых пользуется наибольшим уважением у соплеменников. Но независимо от нашего понимания фактор престижа продолжает действовать и руководить нашим поведением. Правда, с некоторыми поправками на достижения цивилизации.
Итак, прежде чем одеваться, вы должны решить, зачем, для кого или для чего вы это делаете. Предположим, вам предстоит официальная встреча с деловым партнером. С помощью правильно подобранной одежды вы можете создать благоприятное впечатление, вызвать доверие к себе, к вашей честности и надежности.
В первую очередь задумайтесь над силуэтом вашего костюма. «Высокостатусным» - как для женщин, так и для мужчин - считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» и, следовательно, вызывающим меньшее доверие - приближающийся к шару. Надо отметить, что в ситуациях неофициального, неформального общения существует обратная тенденция: на дружеской вечеринке мягкий пуловер воспринимается лучше, чем строгий пиджак.
Вторым фактором в одежде, отмеченным как признак статуса, является ее цвет. Символические значения цветов отличаются в разных культурах, но в европейской одежде признаком высокого статуса (независимо от веяния моды) считаются ахроматические цвета (черно-бело-серые оттенки) и натуральная гамма с преобладанием светлых тонов, а чем ярче и насыщенней цвет одежды, тем ниже предполагаемый статус.
И наконец, цена одежды тоже немаловажный фактор в формировании «статусного» впечатления. Цену мы и окружающие вычисляем, видя качество одежды. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой, мы тоже можем судить о цене одежды.
Впрочем, все три фактора важны не сами по себе, а во взаимодействии.
Надо сказать и несколько слов о влиянии на первое впечатление таких деталей, как украшения. Массивные золотые перстни у мужчин, огромные бриллиантовые кольца у женщин хотя и подчеркнут большие финансовые возможности своих «носителей», но иногда могут вызвать неожиданный эффект: вашему партнеру вдруг может показаться, что вы хитры и неискренни, что вы стремитесь доминировать и претендуете на большее внимание. А небольшое обручальное кольцо на безымянном пальце будет свидетельством вашей надежности, жизненного опыта и создаст более высокий статус в глазах вашего партнера.
Оказалось также, что кроме одежды на впечатление, которое формируется у нас о данном человеке, существенно влияет его поза. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет, как сидит, в какой позе засыпает.
Вопросы к группе 1
- Что собой представляет первый шаг к восприятию?
- Какую роль этот механизм играет в формировании статуса?
- Какие практические советы вы можете дать партнерам по общению?
Материал для группы 2
Эмпатия
Эмпатия - способ постижения эмоционального состояния другого человека, сопереживание, сочувствие, соучастие являются одной из важных характеристик личности. Эмпатия является основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.
Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения.
Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.
Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений.
Существуют разные формы эмпатии. Наиболее простой вид - повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого. Например, в группе маленьких детей часто бывает достаточно заплакать одному ребенку, как тут же без всякого повода начинают плакать другие. Точно так же люди могут «заразиться» эмоцией другого в толпе, в концертном зале.
Более сложная форма эмпатии - переживания, основанные на ситуации, в которой находится другой человек. Например, возможно, вы ловили себя на том, что с замиранием сердца следили за выступлением гимнастов под куполом цирка. В этом случае проявление эмпатии связано с тем, что вы переживаете чувство опасности, которая подстерегает того, за кем вы наблюдаете, даже если сам он эту опасность еще не замечает или она для него привычна.
Высшая форма эмпатии - это сочувствие, сопереживание. Сочувствие, сопереживание выражены в способности человека откликаться на чувства другого, радоваться и печалиться вместе с ним и за него.
Но нередко вам приходится испытывать смешанные чувства: к радости за другого подмешивается зависть, а к переживанию огорчения - чувство облегчения от того, что это происходит с ним, а не с вами. Такие чувства не являются сочувствием.
Установлено, что чаще всего люди сочувствуют и сопереживают близким людям - родственникам, знакомым. Сочувствие и сопереживание возникают тем легче, чем ближе мы знаем человека, которому сочувствуем, в этом случае нам легче поставить себя на его место. Людям своего пола и возраста сопереживать легче, чем человеку противоположного пола или тому, который намного старше или младше нас.
Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные (радость, удовольствие). Разделить горе люди соглашаются скорее, чем радость.
Вопросы к группе 2
- Что такое «эмпатия»?
- Какую роль она играет в процессе социальной перцепции?
- Какие виды эмпатии вы знаете? Дайте им характеристику.
- Проанализируйте процесс эмпатии?
- Почему эмпатия чаще проявляется в горе, а не в радости?
Материал для группы 3
Аттракция
В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно - привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.
Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.
Аттракция всегда индивидуально избирательна.
Эмоциональная привязанность чаще всего возникает на базе:
• общих интересов;
• ценностных ориентаций;
• чем симпатичнее человек, тем лучше понимаются его поступки.
Вопросы к группе 3
- Что такое «аттракция»?
- В каких случаях она возникает?
- Какие свойства имеет?
- Какую роль играет в социальной перцепции?
Материал для группы 4
Казуальная атрибуция
Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную схему, которая помогла бы нам это сделать. Особенно нас интересуют мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь, зная их, мы можем предсказать дальнейшие поступки партнера. Например, вернувшаяся с работы мама, обнаружив полностью убранную квартиру, думает, что ее дочка наконец-то взялась за ум и решила помочь ей. Хотя на самом деле, пока родителей не было дома, дочь устроила в квартире буйную вечеринку и теперь пытается скрыть ее следы. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузально й атрибуцией, которая бывает положительной и отрицательной.
Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Исследования показывают, что у каждого человека есть свои привычные, любимые способы или схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна личностная атрибуция. Такие люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе. Другие же привыкли к обстоятельственной атрибуции. Они винят обстоятельства, не стремясь выяснить конкретного виновника. Третьи используют стимульную атрибуцию: человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).
Атрибуция также бывает внутренней и внешней. Пытаясь определить черты личности другого человека, мы можем искать причину его поведения либо в его внутренних склонностях, либо, наоборот, в элементах ситуации, в которой он оказался.
Например, успех школьницы на экзамене мы можем приписать либо ее умственным способностям, старательности и упорной работе, либо тому факту, что экзамен был легким или что во время экзамена она сумела воспользоваться шпаргалкой. Ссору между влюбленными можно объяснить либо дурным характером одного из них, либо происками и сплетнями недоброжелателей, строящих им различные козни. Совершенное преступление можно приписать либо «злобной» или «агрессивной» личности преступника, либо той ситуации, что заставила его отстаивать свои интересы. Жизнь обездоленных людей можно объяснять либо нехваткой у них таланта или духа предпринимательства, либо социальной средой и неравными шансами на успех.
Изучая процесс каузальной атрибуции, психологи установили различные закономерности. Вспомните, как вы объясняли родителям, почему получили плохую или хорошую отметку в школе. Здесь может быть множество различных случаев. Однако можно согласиться с учеными в том, что причину успеха люди обычно приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Мало найдется таких людей, которые бы честно признались: «Да, я виноват».
Характер и вид приписывания будет зависеть также и от того, какую роль выполнял человек, каково его личное участие в обсуждаемом событии. Если мы наблюдаем затем, как любимая команда проигрывает очередной матч, то обычно ищем причины в самих игроках или тренере. Но если нам самим приходится выйти на площадку в составе этой команды, то мы находим совсем другие объяснения своего проигрыша. Эта закономерность касается и других обстоятельств: оценка события будет различна в случаях, если человек был участником (соучастником) или наблюдателем. Причем общая тенденция состоит в том, что чем более значимо для нас событие, тем скорее мы склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной.
Вопросы к группе 4
- Что такое «казуальная атрибуция»?
- Назовите и охарактеризуйте ее виды.
- Какие закономерности ее протекания вы заметили?
- Какую роль она играет в социальной перцепции?
Материал для группы 5
Идентификация
Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».
Разговаривая со знакомым, мы сначала удивляемся, когда он, вдруг прекратив разговор, бросается на помощь попавшему в беду котенку. Ведь мы тоже наблюдали эту сцену, но ничего кроме улыбки она у нас не вызвала. Если мы задумаемся, то сможем понять этот поступок, лишь поставив себя на его место и вспомнив, что у этого знакомого в доме живут собака и четыре кошки, за которыми он долгое время ухаживает. Таким образом, идентификация с другим дает возможность понять его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.
Рассмотрим процесс идентификации на конкретном примере. Писатель Э. По в одном из рассказов описал мальчика, который успешно играл со своими сверстниками в игру «чет и нечет». Смысл игры в том, чтобы угадать, четное или нечетное количество камешков зажато в кулаке у партнера по игре. Один игрок спрашивает у другого: «Чет или нечет?» Если удается угадать, то победитель получает выигранный камешек. Герой рассказа обыгрывал всех одноклассников. Когда его попросили объяснить, как ему это удается, мальчуган сообщил следующее: «Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или зол вот этот мальчик или о чем он сейчас думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое я вижу на его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у меня в соответствии с этим выражением...» Писатель тонко показал, как с помощью умения полностью отождествить себя с противником определенного интеллектуального уровня проявляется идентификация.
Идентификация играет важную роль в профессиональном общении педагогов, психологов или следователей. Довольно широко этим механизмом пользовался известный литературный персонаж Шерлок Холмс.
Чаще всего идентификация, сочетаясь с эмпатией, позволяет добиваться понимания, видения другого, постижения его мотивов и смысла деятельности, ставить себя на место другого.
Вопросы к группе 5
- Что такое «идентификация»?
- Приведите примеры, поясняющие смысл этого термина.
- Какую роль играет идентификация в ходе общения?
Материал для группы 6
Социальная рефлексия
Важную роль в социальной перцепции играет самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей. По-иному этот процесс называется социальной рефлексией. Само это понятие возникло давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлечься от всего внешнего. Но в процессе социальной рефлексии добавляется еще и выяснение того, как понимает и воспринимает нас партнер по общению. При этом внимание наше переносится с партнера на самих себя. Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:
• каким я являюсь в действительности;
• каким я вижу самого себя;
• каким меня видит партнер по общению.
Соответственно, эти же три позиции можно обнаружить и у партнера по общению. Все они участвуют в формировании самообраза человека.
Когда одна группа людей стремится понять, как она оценивается другими, то рефлексия называется групповой. Данное понятие очень важно для руководства предприятиями, политическими партиями, так как от этого будет зависеть их авторитет. Именно для этого социологические службы проводят многочисленные опросы общественного мнения. Лишь учитывая его, можно строить свои планы, видеть перспективу.
Вопросы к группе 6
- Что такое «социальная рефлексия»?
- Для чего она нужна?
- Опишите ее механизм и виды.
2. Стереотипы и «эффекты восприятия»
Общение нередко строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия». Познакомимся поближе с этими понятиями. Разбейтесь на две группы.
Работая с материалами учебника, дополнительным материалом, выполните следующие задания:
1. Охарактеризуйте и проанализируйте стереотипы и эффекты восприятия.
2. Определите степень влияния эффектов восприятия на взаимопонимание.
3. Проанализируйте влияние стереотипов: помогают или мешают?
Материал для группы 7
Стереотип - помогает или мешает
Стереотип - устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Таким образом, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой как бы прибор «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.
В ходе стереотипизации мы классифицируем поведение окружающих и пытаемся объяснить причины путем отнесения к уже известным (ипи кажущимся известными) явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам. Такие «житейские обобщения» исследовал психолог Гордон Олпорт. Например, в вашем классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных и трудолюбивых. То же самое относится к людям, имеющим высокий лоб. Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто дети, носящие очки, могли повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т. д. Эксперименты Гордона Олпорта показали, что испытуемые видели в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, а улыбающихся людей воспринимали как умных и доброжелательных.
Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты старались «научно» по внешним признакам устанавливать психологические особенности этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - робость; волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.
Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом, поэзию».
При описании особенностей другого человека физиогномисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. Лафатер в своей «Физиогномии» писал: «Все, что содержит человеческое естество, вложено в его уста. Как в спокойном состоянии, так и в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат целый мир характеров. Они - главная резиденция разума и безумия, силы и слабости, добродетели и порока, деликатности и грубости человеческой, они - резиденция любви и ненависти, искренности и лицемерия, смирения и гордости, истины и лжи». А Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше, тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.
Характерные черты человека проявляются не только в мимике его рта, но и в речи. Человек раскрывается как в содержании речи, т. е. в том, о чем преимущественно он говорит, так и в форме речи, в том, как он говорит. Великие писатели нередко подчеркивали характер героев своих произведений через их речь. Оклик Простаковой: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!..» - свидетельствует о бессердечии, грубости, жестокости «благородной» дворянки по отношению к преданной ей Еремеевне.
Однако самым важным показателем характера считались глаза человека. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души». Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л. Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, - это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».
В настоящее время под эти чисто беллетристические факты пытаются подвести научные доказательства. Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера и примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизненной инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения.
Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются всего, несмотря на различные трудности; бывают вспыльчивы и злопамятны; ревнивы, большей частью однолюбы.
Те, кто обладает темно-карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы; влюбчивы, но не очень постоянны; общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми.
Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Таковы характерные для нашей культуры стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев.
Также велика живучесть профессиональных стереотипов. Мы, не работая в данных сферах, не задумываясь, говорим о дисциплинированности военного, точности математика, строгости прокурора, сердечности медсестры. М.Я. Басов писал: «Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп». Хотя при этом внутри каждой профессии есть совершенно разные люди, они объединяются, сливаются в образ типичного профессионала.
Действительно, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая человеком, чем меньше поле проявления его активности, тем больше сфера образования стереотипов. Упражнять свою сообразительность становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо».
Есть и другая тенденция образования внутрипрофессиональных стереотипов. В каждой профессии имеются свои стереотипы солдата, ученика, преступника, больного. Исследования психологов показали, например, что в результате длительного нахождения в профессии восприятие учителя изменяется: в его сознании формируется стереотипный образ идеального ученика. Как правило, это такой ученик, который поддерживает учителя в роли хорошего педагога и делает его работу приятной: исполнительный, готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный.
Важно, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле начинают определять его реальные достижения.
Вопросы к группе 7
- Что такое «стереотип»?
- Приведите примеры стереотипов?
- Помогают они или мешают в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
Материал для группы 8
Эффекты восприятия
Природа эффекта ореола объясняется формированием специфической установки, отношения к партнеру по общению. Эта установка определяет направленное приписывание ему определенных качеств.
Если что-то нас необычайно волнует, приносит положительные эмоции, мы готовы слепо отвергать любую критику своего идола - что хорошо известно по влюбленным. Как у Некрасова: «Втемяшится в башку какая блажь, и злом ее не вышибешь».
Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по общению. При формировании первого впечатления ореол может выступать в форме как положительной, так и отрицательной предварительной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле.
Когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то одному, но важному для него параметру (уму, росту, материальному положению или какому-либо другому), он оценивает его значительно выше и по остальным параметрам. Говоря другими словами, происходит его общая личностная переоценка. Поэтому если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться. Мы отмечаем и преувеличиваем в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваем или не замечаем. Причем чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем скорее возникнет ореол у партнера. В экстремальной ситуации происходит как бы снижение планки доверия, и люди часто готовы полностью согласиться с теми, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке. Этим часто пользуются различного рода мошенники, которые, видя озабоченность незнакомого человека, обещают разрешить все его проблемы. И за такое обещание мы хватаемся как за спасительную соломинку, становясь в дальнейшем жертвой обмана.
Когда кто-то ожидает неприятного столкновения с вами, ореол может носить отрицательный характер. Уильям Икее и его коллеги продемонстрировали это в эксперименте с парами студентов. До предстоявшей встречи между ними экспериментаторы давали каждому члену пары ложное предостережение о том, что его партнером будет «один из самых недружелюбных людей, с которыми мне в последнее время приходилось разговаривать». Затем обоих испытуемых оставляли с глазу на глаз в отдельном помещении. В других парах одному испытуемому сообщали, что второй исключительно дружелюбен. Обе группы с одобрением отнеслись к идее нового знакомства.
Наделе же те, кто ожидал увидеть недружелюбного собеседника, изо всех сил старались быть дружественными, и их улыбки, а также другие проявления доброжелательности вызывали ответное теплое отношение. Но в отличие от студентов, настроенных на позитивный контакт, те, кто был настроен на недружественное взаимодействие, отнесли эту взаимную дружественность на счет своего собственного «деланного» отношения к партнеру. Позже они выразили большое недоверие и неприязнь к нему. Негативное предубеждение побуждало этих студентов «видеть» враждебность, скрывавшуюся за его «неестественной улыбкой». Как насмешливо заметил исследователь Дэвид Хемилтон, «я не увидел бы этого, если бы не поверил».
Эффект ореола может принести большую пользу, если применять его умело. Создавая хорошую репутацию людям, которые тесно связаны между собой: коллегам по работе, друзьям в своей компании и т. д., мы через некоторое время с удивлением обнаружим, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.
В некоторых фирмах нередко можно встретить людей, равноценно выполняющих одну и ту же работу. Они разделяют свои функции следующим образом: то один принимает клиента, вникает в его проблемы, а потом заявляет, что это сложное дело, с которым может справиться только второй, специалист именно по этим вопросам. Приглашается второй, которому уже создан соответствующий ореол, и все его слова воспринимаются клиентом значительно весомее. Со следующим посетителем работники меняются ролями.
Близким к эффекту ореола является эффект проекции, который возникает тогда, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки. Совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». Каждый из нас может вспомнить случай, когда, слушая человека, согласного с нашими взглядами, мы радовались: «Как хорошо, что есть умные люди!» Таким образом, эффект проекции побуждает нас находить в других, как в зеркале, наши собственные свойства, состояния, черты, которые ярко представлены у нас самих. Такая проекция получила название атрибутивной.
Другим видом проекции является защитная. Защитная проекция заключается в том, что импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. Поэтому неграмотный человек очень внимателен к ошибкам других, трус радуется сомнениям и неудачам смелых, а излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих.
Особенно часто зеркальная проекция наблюдается в конфликтных ситуациях. Обе стороны конфликта приписывают сходные добродетели самим себе и пороки - своим противникам. Когда американский психолог Ури Бронфенбреннер посетил в 1960 г. Советский Союз и разговаривал со многими простыми людьми, ему было удивительно слышать от них те же самые слова об Америке, которые американцы говорили о Советах. Русские считали, что правительство США состоит из агрессивных милитаристов, что оно эксплуатирует и угнетает американский народ, что в дипломатических отношениях ему нельзя доверять. «Медленно и болезненно до человека доходит, что искаженное русское восприятие Америки удивительно похоже на наше восприятие России, как зеркальное отражение».
Анализ образов американского и русского восприятия, проведенный психологами и политологами, выявил, что зеркальное восприятие сохранялось и в 1980-х гг. Те же самые действия (патрулирование подводных лодок у чужих берегов, продажа оружия малым державам) казались более враждебными в моменты осуществления. Так, американское правительство рассматривало советское вторжение в Афганистан во многом аналогично тому, как советское правительство рассматривало американское вторжение во Вьетнам.
Иногда слишком активное общение (предложение что-то сделать или отстоять свое мнение в споре) приводит к обратному результату. Особенно наглядно это видно в политике: некоторые лидеры партий всеми доступными способами доказывают, что их курс самый лучший, а народ голосует за их противников. Этот феномен получил название эффект бумеранга.
Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора. Вспоминается одна реклама по телевидению: «Вас еще не знают на мировом рынке? Не беда! Зато знают нас! Только у нас вы найдете то, что вам нужно!» Интересно, кто у них после этого что-нибудь купит?
Оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений. Подобная тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего получила название эффекта средней ошибки. Возможно, поэтому мы верим, что даже отпетый негодяй имеет в себе что-то хорошее и может исправиться, а внутри вполне благопристойного человека живут черные мысли. Вспомните: «В тихом омуте черти водятся».
Если информация о человеке оказывается противоречивой, то мы сталкиваемся с эффектом первичности и новизны. Оказывается, что после первой встречи с незнакомыми людьми больший вес, значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми мы, наоборот, больше доверяем последним сведениям.
Если мы слышим то, что уже знаем, то зачастую просто не обращаем внимания на сообщение. Поэтому, когда в класс приходит новенький, нам интересно в нем все: как говорит и учится, во что одевается и откуда приехал, с кем дружит и может ли за себя постоять. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей. Это явление психологи назвали эффектом первичности.
Вопросы к группе 8
- Что такое «стереотип»?
- Каковы причины складывания стереотипов?
- Какие вы знаете стереотипы? Охарактеризуйте их.
- Какова их роль в процессе восприятии? Ответ аргументируйте.
(По ходу проверки задания на доске выстраивается схема.)
III. Итог урока
- Попробуем на практике отработать приемы восприятия партнеров.
- Выполним упражнение «Понял - не понял».
Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает (действие должно быть достаточно сложным, чтобы не сразу можно было догадаться о содержании). Партнер должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.
- Выполним упражнение «Каузальная атрибуция».
Упражнение направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации, широту мышления.
Ведущий описывает некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого» или «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными (забыл закрыть дверь, залезли воры), на не стоит отбрасывать и маловероятные (прилет марсиан).
Для тренировки в компании друзей, где идет легкая беседа, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: почему, зачем тот или иной из присутствующих говорит или делает это. Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Она изображает шута - зачем?
В ходе группового обсуждения можно пользоваться заданным ведущим (или созданным совместно в группе) алгоритмом причин, исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянными или временными, ближайшими или отдаленными и т. д. Следует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он станет надежно работающим внутренним приемом при анализе любого явления, с которым знакомится учащийся.
- Выполним упражнение «Тренировка наблюдательности».
Для проведения занятия потребуются фотографии или репродукции картин.
Определите эмоциональное состояние пожилого человека по снимкам (на фотографиях изображены различные эмоциональные состояния - удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т. п.).
Определите эмоциональное состояние ребенка с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам.
Определите эмоциональное состояние группы взрослых, эмоциональное состояние класса во время урока, эмоциональное состояние отдельных лиц в группе.
- Выполните упражнение «На чужом месте».
Один из участников получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т. д.
Игру желательно проводить в затемненном помещении, в удобных креслах - это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно вещи заменяются одушевленными существами, «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т. д.
- Выполните упражнение «Зеркало».
Ведущий предлагает выполнить несколько несложных заданий, точнее, сымитировать их выполнение; их всего пять. Задания следующие:
• делаем маникюр;
• собираемся в поход;
• готовим обед;
• занимаемся спортом;
• строим дом.
Особенность этих заданий в том, что каждое из них следует выполнять попарно, причем напарники становятся друг против друга и один из них выполняет на время роль зеркала, т. е. копирует все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями.
Остальные участники группы - зрители, которые наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом, перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников суммируются и каждый узнает об успешности своей работы в роли зеркала.
- Выполните упражнение «Монолог с двойником».
Кто-то из участников группы вступает в центр круга и произносит монолог. Говорить нужно о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Желательно не произносить речь, а спонтанно излагать вслух свои мысли. При этом можно свободно двигаться по комнате, представив, что в ней никого нет.
Через несколько минут другой член группы по своей инициативе подходит и встает позади произносящего монолог, принимая его позу и повторяя его мимику, жесты, движения. Следует копировать невербальное поведение и не мешать монологу. Через несколько минут участники меняются местами.
- Выполните упражнение «Разведчик».
Выбирается один из участников - «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!» - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача - обнаружить все изменения.
- Выполните упражнение «Я тебя понимаю».
Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 мин в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их.
Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.
Домашнее задание
Выучите § 33, выполните задания.