Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Как установить связь слов в предложении - ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: научить задавать вопросы к словам в предложении.
Планируемые результаты: учащиеся научатся устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: лента “светофор”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
Мягкий знак — хитрый знак:
Не произнести его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
— Для чего в слово просится мягкий знак? (Для обозначения мягкости согласных.)
2. Выборочный диктант
— Я буду читать предложения, а вы выписывайте только слова с мягким знаком.
1) Все короче наша тень,
Это значит — скоро день.
2) Бежит недалечко
Реченька-речка.
Маленькая речка,
Меньше ручейка.
3) Ай люлень да люлень,
По горам идет олень.
(Проверка. Сверка с образцом на доске.)
— Оцените себя.
“!” — выписал все слова. Молодец.
“+” — не выписал одно или два слова. Хорошо.
“—” — не услышал мягкий знак в словах.
3. Словарная работа
— Отгадайте слово.
• Первая буква задуманного слова — это гласная в слове мяч. (Я.)
• Вторая буква — согласная в первом слоге слова болото. (Б.)
• Дальше идет такой же слог, как второй слог в слове соловей. (ЛО.)
• Следующая буква обозначает парный глухой звук к звуку [Г]. (К.)
• Последняя буква такая же, как в слове быстро. (О.)
— Какое слово получилось? (Яблоко.)
— Запишите его, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Что такое яблоко? (Плод круглой формы с дерева яблони.)
— Запишите слово яблоня. Поставьте ударение, подчеркните букву О.
— Буква О в середине слова похожа на яблоко, которое спряталось в слове.
(Изображение на доске.)
— Как называется маленькое яблоко? (Яблочко.)
— Запишите это слово, подчеркните букву О.
— Как называют пирог с яблоками? (Яблочный.)
— Запишите это слово, подчеркните букву О.
— Прочитайте слова, которые записали. Что у них общего? (Общая часть яблоч- и общее значение.)
III. Самоопределение к деятельности
— Составьте нераспространенное предложение со словом яблоня. (Дети называют свои варианты, одно предложение записывают.)
— Найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое. (Разбирают по схеме.)
— От какого слова мы задавали вопрос? (От слова яблоня.)
— Какой вопрос мы задали? (Что делает?)
— Слова в предложении связаны по смыслу, и от одних слов к другим можно задавать вопросы.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 37, прочитайте тему урока.
— Чему будем учиться на уроке? (Задавать вопросы к словам в предложении.)
Упр. 43 (с. 37).
— Сравните предложения. (У них одинаковая основа, но первое предложение нераспространенное, а второе распространенное.)
— От какого слова задаем вопрос к слову спелое? (От слова яблоко (какое?) спелое.)
— Какой вопрос задали к слову с яблони! (Откуда?)
— Прочитайте самостоятельно, на что нужно обратить внимание.
— Как установить связь между словами в предложении? (Поставить вопросы от слова к слову.)
V. Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже —
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Сесть на место.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 44 (с. 37—38).
— Прочитайте предложение. Докажите, что оно распространенное. (Кроме главных членов, есть второстепенные.)
— Прочитайте, на какой вопрос отвечает каждый второстепенный член. От какого слова ставим вопрос?
— Выполните задание на с. 38 самостоятельно. Кому нужна помощь — поднимите руку.
(Фронтальная проверка. Самооценка.)
Упр. 45 (с. 38).
— Прочитайте задание.
— В парах, помогая друг другу, составьте предложения. Вам поможет подсказка в конце упражнения.
— Что у вас получилось? Прочитайте текст выразительно. (Отвечает один учащийся.)
— У кого есть другие варианты? (Анализируются все варианты.)
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
Желтая, сбрасывает, листья, березка.
— Составьте предложение. Подчеркните основу предложения.
— Выпишите пары слов: подлежащее и второстепенный член, который его поясняет; сказуемое и второстепенный член, который его поясняет.
(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы учились сегодня на уроке?
— Кто может сказать, как нужно ставить вопросы в предложении?
— Кому еще трудно?
— Кому нужна помощь учителя?
Домашнее задание
Выполнить упр. 46 (с. 39).